Эксплуатационное обеспечение пожарной безопасности судна
Пожарная безопасность судна в процессе его эксплуатации обеспечивается
соблюдением пожарно-профилактического режима. Он определяется приказом
капитана, в котором должны быть указаны места курения, места, где
включается дежурное освещение, устанавливается порядок выдачи для
хозяйственных нужд нефтепродуктов и других воспламеняющихся жидкостей.
Назначается постоянная комиссия по проверке наличия, технического
состояния и готовности к действию противопожарных систем, оборудования,
инвентаря. Дыхательные изолирующие аппараты закрепляются за лицами,
прошедшими специальную подготовку и имеющими соответствующее
удостоверение.
Командный состав судна должен систематически проверять знание членами
экипажа своих обязанностей по борьбе с пожаром. Особое внимание следует
уделять подготовке лиц судового экипажа, выделенных для работы в
дыхательных изолирующих аппаратах.
В любое время на судне должен быть обеспечен беспрепятственный доступ
во все запираемые помещения. Постоянный доступ должен быть обеспечен к
пожарным кранам, которые должны быть защищены от повреждений при
грузовых операциях и в повседневных условиях эксплуатации.
Раз в три дня старший помощник капитана должен проверять систему пожарной сигнализации. Система проверяется в соответствии с инструкцией завода-изготовителя, которая может предусматривать контроль напряжения питания, замыкания на корпус, исправности предохранителей. Проверка датчиков осуществляется на месте: тепловые датчики – нагревом феном или паяльной лампой, дымосигнальные датчики – с помощью искусственно созданных источников дыма. Все неисправности, обнаруженные в системе, немедленно устраняются. Результаты проверки фиксируются в судовом журнале.
Во всех помещениях, в которых разрешено курение, должны быть установлены металлические урны с водой или пепельницы из негорючего материала.
Запрещается загромождать вещами жилые и служебные коридоры, проходы,
трапы. Ковры и ковровые дорожки, покрывающие трапы и проходы помещений,
должны быть надежно закреплены.
Нельзя обертывать электролампы бумагой, тканью и иными
легковоспламеняющимися материалами, снимать плафоны со светильников,
использовать светильники без колпаков и сеток.
Запрещается использовать
электролампы мощностью большей, чем это допускается типом осветительной
арматуры. Пользоваться бытовыми электронагревательными приборами
допускается только в специально оборудованных для этого местах.
Запрещается оставлять без наблюдения включенные электронагревательные приборы и электроинструмент.
В помещении для демонстрации кинофильмов выходы из зрительного зала
должны быть свободными и иметь аварийное освещение. Запрещается
устанавливать стулья в проходах; двери выходов не должны запираться на
запор.
При проведении покрасочных работ в местах их производства запрещается
проводить сварочные работы и другие работы с применением открытого
огня. Если покраска производится во внутренних жилых помещениях с
использованием нитрокрасок, искусственной олифы и подобных материалов,
иллюминаторы и двери следует держать открытыми.
При окрашивании помещений огнеопасными красками необходимо отключить
освещение от судовой осветительной сети; пользоваться следует
взрывобезопасными аккумуляторными фонарями или светильниками во
взрывобезопасном исполнении напряжением 12 В.
При эксплуатации электрооборудования и электронагревательных приборов
следует немедленно отключать их от сети в случае появления дыма или
огня из электродвигателя или пускорегулирующей аппаратуры.
Предохранители должны быть надежно и прочно установлены на свои штатные
места, у каждого предохранителя на щите должны быть указаны его
назначение и номинал плавкой вставки. Не допускается использование
нештатных предохранителей.
В шкиперской кладовой легковоспламеняющиеся материалы следует хранить в
месте, недоступном для попадания воды, масла и жира. Не допускается
хранение сырой и промасленной обтирки, пакли, а также керосина, красок
и масел. Весь отсыревший материал надлежит просушивать на палубе.
В плотницкой мастерской и кладовой необходимо периодически очищать от
пыли и скопившихся отходов переборки, выгородки, подволоки, ежедневно
производить уборку помещения от отходов, предварительно обесточив
оборудование. Чистую ветошь и обтирочный материал нужно хранить в
металлическом ящике в количестве не более суточной потребности;
спецодежду хранить в металлических шкафах. В фонарных и малярных
помещениях хранить горючие жидкости (керосин, бензин) разрешается
только в металлических закрытых емкостях, причем их общее количество в
помещении не должно превышать 250 л; лаки, краски и растворители
хранить только в закрытой небьющейся таре. Керосиновые лампы и фонари
могут использоваться для освещения только во взрывобезопасном
исполнении.
Запрещается хранение в фонарной и малярной ветоши, пакли и других
обтирочных материалов, сырых или промасленных брезентов, пустой тары,
совместное хранение лакокрасочных материалов и кислоты, щелочей и
химикатов.
Старший помощник капитана обязан не реже двух раз в месяц проверять
состояние малярной и фонарной, правильность хранения в них материалов и
инструментов, принимать меры для устранения обнаруженных недостатков.
При перевозке взрыво- и пожароопасных грузов водопожарная система
должна находиться под рабочим давлением, ко всем пожарным крана должна
быть подведена вода. При температуре наружного воздуха ниже 0 оС
к кранам, расположенным на верхней палубе, вода не подводится, однако
система должна быть готова к немедленной ее подаче. Сварка и газовая
резка по своей природе очень пожароопасны. Эти работы, как и другие
работы с применением открытого огня на судне в море производятся только
с разрешения капитана, в порту – с разрешения и под контролем пожарного
надзора порта. Капитан назначает ответственного за производство работ
из числа лиц командного состава (в море – старшего помощника капитана
или старшего механика). У места поведения работ выставляется пожарный
пост. Специально выделенный на этот пост вахтенный должен постоянно
контролировать район проведения работ; никаких других обязанностей у
него не должно быть. При необходимости пост выставляется и в смежных
помещениях. На посту должны находиться первичные средства
пожаротушения: огнетушитель, пожарное покрывало, ведро с водой, песок с
лопатой. Должен быть предусмотрен пожарный рукав со стволом, готовый к
немедленному использованию.
Ответственный обязан перед началом работ осмотреть помещение, где
должны вестись работы, и смежные с ним помещения, предупредить
находящихся в них людей и указать возможные пути эвакуации из
помещений. От места производства работ необходимо удались все
пожароопасные материалы, обеспечить место работы вентиляцией, проверить
возможность немедленной герметизации помещения. Следует проверить
исправность аппаратуры для производства работ, одежду сварщиков,
проинструктировать вахтенных на пожарных постах. После приведения в
готовность к немедленному использованию всех противопожарных средств,
находящихся в помещении, и подачи напора в водопожарную систему
доложить вахтенному помощнику капитана о готовности помещения к
производству работ. Осмотрев помещения вместе с ним, получит разрешение
на производство работ.
Об окончании работ ответственный за их проведение докладывает
вахтенному помощнику капитана и с его разрешения передает помещения
ответственным за их заведование, после чего снимает с постов вахтенных.
Вахтенная служба обязана периодически осматривать помещения, в которых
производились сварочные работы или работы с применением открытого огня,
а также смежные помещения, течение 12 ч, после чего снимает с постов
вахтенных. О начале и окончании работ делаются записи в судовом
журнале.
При стоянке судна в порту комплектуется пожарная вахта в количестве,
необходимом для обеспечения безопасности судна, а на судах
водоизмещением 3000 т и более – дополнительно дозорная служба (на судах
менее 3000 т ее функции возлагаются на вахтенную службу и пожарную
вахту).
Дозорная служба должна:
обходить производственные и служебные помещения по утвержденным
капитаном маршрутам – не реже чем через час в ночное время и через два
часа – в дневное;
проверять соблюдение на судне пожарно-профилактического режима;
проверять противопожарные закрытия согласно их маркировке или приказу по судну;
поверять готовность противопожарного оборудования и систем к действию;
немедленно оповещать вахтенного помощника капитана об обнаруженных недостатках, неисправностях и о возникновении пожара.
При стоянке судна у причала вахтенная служба должна знать номер
телефона береговой пожарной части, пожарных судов порта и порядок их
вызова. Пирсы и причалы в местах стоянки судов оборудуются переходными
соединениями международного образца «берег», которые позволяют
присоединить к ним судовые переходные соединения типа «судно» для
подачи воды в случае возникновения пожара.
Стоянка судна, не имеющего искрогасителя в составе газовыпускной
системы судовой энергетической установки, препятствующей выбросу в
атмосферу твердых частиц догорающего топлива, в районе нефтяных
причалов и мест стоянки танкеров запрещается.
Не разрешается погрузка и выгрузка во время грозы наливных и тарных
нефтепродуктов; танки и газоотводные трубы при грозе должны быть
закрыты.
Танкер или бункеровщик жидким топливом, если его танки не очищены от
остатков груза и не дегазированы, несет на наиболее видном месте один
красный огонь, видимый по всему горизонту, а днем – флаг «Браво» по
МСС.
Судно, с которого замечен пожар на другом судне или на территории
порта, должно немедленно объявить общесудовую тревогу по борьбе с
огнем, сообщить о пожаре в пожарную часть порта или в портовый надзор и
по указанию лица, осуществляющего руководство тушением пожара, принять
участие в тушении.
Перед бункеровкой судна топливом все вопросы, связанные с бункеровкой,
старший механик должен согласовать с капитаном судна, который назначает
лицо, ответственное за безопасность работ.
Перед началом бункеровки приводятся в готовность к немедленному
действию противопожарные системы, выставляется вахта в местах их пуска.
Производится герметизация всех палубных закрытий, аварийных люков и
иллюминаторов. Нужно закрыть палубные шпигаты и другие отверстия в
ватервейсах и фальшбортах, чтобы в случае разлива топлива оно не
вылилось за борт. Бункеровочные шланги должны быть проложены без
заломов и с достаточной слабиной, чтобы они не натягивались при
изменении положения судна.
Для наблюдения за состоянием приемного топливного шланга должна быть выставлена специальная вахта.
После доклада ответственного лица о готовности к бункеровке вахтенный
помощник капитана, лично убедившись в надежности связи с бункеровщиком,
делает об этом запись в судовом журнале, объявляет по судну о начале
бункеровки, предупреждает экипаж о пожарной опасности и запрещении
курения и в дальнейшем действует в контакте с ответственным за
бункеровку.
На фор-стеньге поднимается флаг «Браво» по МСС или включается красный
огонь. При передаче топлива в море первым поднимает флаг или включает
огонь принимающее судно, обозначая этим свою готовность к приему
топлива. Передающее судно дублирует сигнал, после чего включает насосы.
При бункеровке необходимо постоянно следить за состоянием шланга. Если
топливо пролилось на палубу, необходимо немедленно удалить его,
протереть паклей или ветошью. Использованную паклю или ветошь
складывать в специальные металлические ящики.
Бункеровка судна жидким топливом запрещается, если температура нефтепродуктов выше 65 оС; если хотя бы одна из стационарных систем пожаротушения неисправна; если на судне производятся огневые работы.
При нахождении судна на судоремонтном предприятии обстановка
характеризуется наличием факторов повышенной пожароопасности: по всему
судну ведутся сварочные и другие огневые работы; системы обнаружения и
тушения пожара могут быть временно отключены; на судне находится
сокращенный состав экипажа, поэтому трудно обеспечить контроль за
соблюдением мер пожарной безопасности рабочими судоремонтного
предприятия.
При всех видах ремонта ответственность за противопожарное состояние судна несет его капитан.
Все судовые помещения. где не проводятся работы и нет людей, должны
быть тщательно осмотрены и заперты. Курение разрешается только в
специально отведенных и надлежаще оборудованных местах.
Ежедневно по окончанию работ вахтенная служба должна убедиться в
отсутствии на судне непотушенного огня, тлеющих углей и т.п. Все
помещения и рабочие места должны быть очищены от остатков топлива,
горючего, обтирочного материала, мусора, которые надлежит удались с
судна и убрать в специально отведенные для этого места на берегу.
При постановке судна в док водопожарная магистраль судна должна быть
подключена к пожарной магистрали дока с носа и с кормы, а участок
подключения огражден от возможных повреждений.