Поиск терпящих бедствие на море
Рекомендации по планированию и проведению поиска терпящих бедствие на море судов или людей приведены в Наставлении для торговых судов по поиску и спасанию (МЕРСАР), разработанном ИМО.
Планирование поиска начинается с определения исходной точки – наиболее вероятного местонахождения объекта поиска с учетом предполагаемого общего сноса с тех пор, как установлено первоначальное место аварии. От координат первоначального места, содержащихся в сообщении об аварии или вычисленных на основании предположений о перемещении судна с того момента, когда с ним утрачена связь, откладывается направление общего сноса, учитывающее воздействие течения, ветра и приливных явлений. Для ориентировочного определения скорости ветрового дрейфа используется диаграмма, приведенная в МЕРСАР. Величина суммарного сноса рассчитывается по его скорости и времени от момента, к которому относятся координаты первоначального места, до момента прибытия поискового судна в обследуемый район. Первоначальный район поиска рекомендуется устанавливать в виде квадрата, стороны которого касательны к окружности радиусом 10 миль с центром в исходной точке. Этот район можно расширить по мере прибытия новых поисковых средств.
Координатор на месте действия выбирает наиболее походящую схему поиска и назначает межгалсовое расстояние s.
Следует принимать во внимание снос объекта поиска в процессе самого поиска и, в первую очередь, разницу в величине ветрового дрейфа поискового судна и объекта поиска из-за различий в их парусности и сопротивлении формы.
Диаграмма для определения скорости ветрового дрейфа
1 - плот без плавучего якоря2 - плот с усовершенствованной балластной системой
3 - плот с плавучим якорем
4 - плот с плавучим якорем без тента
Схема поиска по расширяющимся квадратам используется, когда поиск осуществляется одиночным судном.
Если положение объекта поиска известно в узких пределах в небольшом районе (человек за бортом, найденный и затем утерянный объект), одиночное судно ведет поиск по радиусам от исходной точки, изменяя курс на 120° вправо при переходе на каждый последующий галс. После окончания первой фазы поиска схему следует развернуть на 30°и повторить поиск.
Схема поиска по радиусам от исходной точки
Схема скоординированного поиска морским и воздушным судном
При визуальном поиске межгалсовое расстояние s устанавливается в зависимости от типа объекта поиска и метеорологической видимости. Расстояние между галсами может быть несколько уменьшено (по сравнению с рекомендуемым МЕРСАР), чтобы увеличить вероятность обнаружения объекта, или несколько увеличено, чтобы увеличить площадь района, которую необходимо обследовать в отведенное для этого время. Следует принимать во внимание и другие факторы, включая состояние поверхности моря, время суток, положение Солнца и помехи наблюдению от его бликов, профессиональная выучка наблюдателей и т.п.
В условиях ограниченной видимости сокращается интервал между судами, что требует выполнения большего числа галсов, а судам назначается пониженная скорость; вследствие этого увеличивается время на обследование назначенного района поиска.
Координатор на месте действия может принять решение о сокращении района поиска, а при улучшении видимости принять меры по компенсации потерь в охвате района.
При радиолокационном поиске судам рекомендуется двигаться строем фронта, поддерживая интервал в пределах полуторакратной дальности обнаружения.
Вероятность визуального обнаружения объекта небольших размеров в дневное время, в особенности при значительном волнении моря, может быть меньше, чем ночью, когда на нем зажжены огни либо используются сигнальные ракеты или фальшфейеры. Поэтому рекомендуется рассмотреть возможность повторного поиска ночью в районе, который был обследован днем.
При совместном поиске морским и воздушным судном используется скоординированная схема поиска. Основная часть поиска выполняется воздушным судном; морское судно играет роль навигационного ориентира, относительно курса которого располагаются поисковые галсы воздушного судна. Морское судно должно следовать такой скоростью, чтобы на каждом последующем галсе воздушное судно пролетало над ним и корректировало свой курс.
Если после завершения цикла поиска объект обнаружить не удалось, рассматривается, какие из перечисленных ниже причин привели к неудаче:
ошибки в оценке общего сноса;
необнаружение объекта поиска, хотя он и находится в районе поиска;
неточность определения координат на судах, осуществляющих поиск;
объект затонул бесследно, хотя обычно на воде обнаруживаются доказательства произошедшей аварии.
Следы кораблекрушения могут представлять собой масляные пятна или обломки на воде, которые, как правило, находятся в подветренной стороне от затонувшего судна. Однако, если люди покинули судно раньше, чем оно затонуло, спасательные средства могут оказаться и с наветренной стороны.
Судно, оставленное людьми, может дрейфовать по ветру быстрее, чем спасательное средство, в особенности использующее плавучий якорь, но еcли оно полузатоплено, то обычно дрейфует медленнее.
повторить поиск в том же районе, учитывая дополнительный общий снос за время проведенного цикла поиска;
расширить район поиска, возможно, в каком-либо определенном направлении;
на основании полученной дополнительной информации назначить новый район поиска.